• О своей первой встрече с ДК:
    «Времени никогда не стереть из памяти мою первую встречу с посёлком Ливадия и его Домом культуры. Тогда, в декабре 1968 года, я ещё не знала, что эта встреча на всю жизнь, но я почему-то сразу поняла, что это не просто ДК – это моя самая большая любовь…»
    Сорокина Любовь Семёновна Директор ДК с 1968 по 1990 г. и с 2005 по 2009 г.
  • Про 90-е годы: «Бывало, что проводили 4 утренника в день, а потом ещё новогодний вечер для пожилых людей. И выезд с поздравлениями Деда Мороза и Снегурочки на дому… Трудно было, но в то же время и радостно от того, что культурная жизнь в посёлке улучшалась и набирала обороты. Мы выстояли!»
    Калинина Ирина Владимировна Директор ДК с 1995 по 2005 г.
  • 1

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId0e9e65c694

Дом  культуры в поселке Ливадия был  построен в 1957 году. Его открытие было приурочено к 10-летию Гайдамакского судоремонтного завода, и свой  Юбилей заводчане праздновали уже в новом заводском клубе.

Приказом  № 155 от  14  августа  1957 года.  по Гайдамакскому судоремзаводу  он был поставлен на баланс завода. Назывался он тогда – Клуб Гайдамакского судоремонтного завода. В последствии его переименовали в Дом Культуры (ДК ГСРЗ).

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId08cff7a17d

В строительстве клуба, которое вело СМУ-4, - активное участие  принимали работники завода, особенно комсомольцы. Ими организовывались  субботники  по благоустройству  территории: посажены  тополя   в  парке,  построена  танцевальная площадка.

А  началось строительство в 1951 году  с  рытья  котлована под  фундамент. 

venzel

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIdc818d34efd

Заведующим клуба был назначен  Гаврилович Людвиг Иванович. До  этого назначения  он  был председателем профкома  ГСРЗ, и партийный комитет завода рекомендовал  его на  эту  должность, так как, будучи профсоюзным лидером, он занимался и культурно-массовой работой на заводе и в поселке. Людвиг Иванович был представителем  старой интеллигенции. Участники  самодеятельности  тех лет вспоминают, что это был человек уравновешенный, никогда  не повышал голоса, даже если был  чем-то  возмущён. Он сразу установил строгое  правило: на второй этаж  в верхней  одежде  не  входить. Это было обусловлено тем, что на втором этаже находилась  библиотека  и читальный зал. Температура в помещении клуба позволяла  выполнять это распоряжение  даже в  период  зимнего времени, так как  здание  отапливалось  автономно -  в  подвале  находилась  котельная.  На первом этаже работал гардероб.  

С  открытием   в поселке нового клуба  у заводчан  и  других  жителей посёлка  появилась  возможность после  трудового  дня посетить  библиотеку, читальный  зал, поиграть   в  бильярд, сходить  в  кино.

Зрительный  зал  вмещал  380 мест: 300 - партер  и  80 – балкон. Позже,  за счёт  уменьшения пространства  между  первым рядом  и  сценой, установкой дополнительных мест на  балконе,  вместили  400 мест.

На   первом этаже  размещалось  фойе, гардероб, две  гримёрные комнаты,  киноаппаратная, санузел, комната  для  курения.  На втором этаже:   библиотека, занимающая 3 комнаты (абонемент, читальный  зал,  книгохранилище), кабинет директора,  3 кружковых комнаты. Одну  занимал  детский  сектор,  в  другой располагался  радиоузел, с которого велась трансляция  танцевальных  мелодий  в фойе  1-го этажа, где проходили  танцевальные  вечера, в третьей  занимались   взрослые участники   художественной самодеятельности.  Здесь же, на втором этаже, был  расположен  буфет   с  комнатой для  хранения  продуктов и просторным  залом  обслуживания.

С годами  развивалась самодеятельность, творческим коллективам  не стало хватать места, пришлось в разные  годы  перестраивать и переоборудовать помещения для  кружков.  Перевели  в другое здание  библиотеку.  Буфет  переоборудовали  под танцкласс. В бывшей радиорубке разместилась костюмерная. Комнату для  курения  отвели под  кладовую  художников. Художникам  отдали  одну гримёрку.

При  открытии  клуб был укомплектован   соответственно мебелью, аппаратурой и  другим  инвентарём. В кабинетах стояли  большие  диваны, обтянутые чёрным дерматином, было два  пианино фабрики «Приморье». Они были чёрного  цвета и очень большие, современные инструменты меньше  и изящнее  по  форме. В кабинете директора  стоял  однотумбовый  стол, крытый  чёрным сукном. Был даже  аквариум  с рыбками. Коридор  2-го этажа  представлял собой  картинную галерею. Здесь были  выставлены копии картин  русских художников-передвижников Шишкина, Сурикова, Саврасова, Поленова  и  других.

Был комплект инструментов для  духового оркестра, для струнного оркестра, а так же  комплект осветительной аппаратуры для сцены. Прожектора были огромные, устанавливались на штативы, выполненные из  толстых оцинкованных труб. Софиты, «лягушки» -  всё это было большое и  тяжёлое. Из всего этого богатства сегодня уцелели только прожектора, освещающие сцену сверху.

С открытием клуба появилась  возможность для  развития  кружковой  работы. Участники  художественной  самодеятельности  тех  лет (Панова Тамара  Михайловна, Исаченко Иван Матвеевич, Карпова Валентина  Владимировна) вспоминают, как  ходили на  репетиции  в ещё  недостроенное здание клуба, поднимаясь на второй  этаж  по  строительным  лесам  и  лестницам. В  то время  творческих коллективов, как таковых, не было. Просто участники художественной  самодеятельности:  Иван Исаченко, который  играл на балалайке и гармошке, гармонист Иван Рязанцев, фокусник Комаров и другие ребята и девчата той поры   готовили  театральные постановки, сценки, басни. Они и образовали  позже  театральный кружок, руководил  которым  Карасёв Борис Иванович.

Говорят, что  в начале 60-х был и хор, руководил которым  Юрий Кадыров. Позднее пришли солистки: Зоя  Голофаева, Нина Ивантей,  Вера Ширяева (Ивантей).

Иван Матвеевич Исаченко вспоминает, как  они  ходили выступать  в село Анна. Вот именно, х о д и л и    пешком. Каждый нёс свой  реквизит. После концерта проделывали обратный путь, а путь, надо сказать не близкий, 12 километров в одну сторону, а всего 24 километра.

В ДК регулярно демонстрировались кинофильмы: вечерние сеансы для взрослых и дневные для детей. Кинофильмы пользовались большой популярностью у жителей  поселка, и это понятно – телевизоров тогда не было. Приходили семейные пары, молодёжь, старики – все нарядные ( где ещё можно показать новое платье, туфли…) Заканчивался фильм, зрители собирались группами и начиналось обсуждение  кинофильма прямо на улице  по дороге домой. Это   было прямое общение, которое сближало людей, делало единым коллективом, сплочённым и дружным. То же было и с танцевальными вечерами. Ходила на танцы молодёжь от 17 лет и старше, школьникам на танцы ходить было запрещено. Для них танцевальные вечера проводились в школе. Приходили в клуб молодые семейные пары, оставив детей на присмотр родителей, приходили холостые мужчины и женщины, происходили знакомства, часто заканчивающиеся свадьбой. А ещё приходили  «тёти» в возрасте. Просто посмотреть, чтобы были темы для обсуждений.

Танцевальные вечера проходили в фойе под пластинки. На втором этаже был оборудован радиоузел, откуда транслировалась танцевальная  музыка в фойе. Аппаратура была установлена  судовая, очень мощная (КВУ-100). В комплект входил радиоприёмник с проигрывателем, радиотранслятор,  усилитель, несколько студийных микрофонов. Позже подключили ленточный магнитофон, и танцевали уже не только под пластинки. Клуб был полностью радиофицирован. Из радиоузла можно было вести передачи или  транслировать музыку, передавать объявления и другое в фойе, зрительный зал и на улицу. На крыше стоял небольшой  по объёму, но мощный  динамик, и когда трансляцию включали на посёлок, то слышно было в самых  удалённых местах  Ливадии. Это позволяло оповещать население посёлка о предстоящих мероприятиях, проводить радиобеседы, да и просто крутить пластинки , как тогда говорили, создавая людям хорошее настроение.

На втором этаже была библиотека, занимала  3 комнаты: абонемент, читальный зал и  книгохранилище. Заведовала библиотекой  Ларионова  Мария  Дмитриевна, а в 1969 году, после её ухода на пенсию, заведующей стала Сметанина Анна Ивановна, библиотекарем Васютина Тамара Вениаминовна. Работали  в тесном содружестве: вместе проводили и клубные, и библиотечные мероприятия. Перевели  библиотеку в другое  помещение  уже в  1980 году,  т.к.  не хватало места  для занятий  творческих  коллективов.

venzel

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIdec09585479

Когда Гаврилович  ушёл на пенсию в 1961году,  клуб возглавил Карасёв Борис Иванович.   

Работал в этой должности до 1967 года, одновременно  руководил созданным им театральным коллективом. Ставили сценки, интермедии и большие спектакли, например «Свадьба в Малиновке».

Уйдя  из клуба на завод, Борис Иванович не смог долго  оставаться в стороне от творческого  коллектива Дома культуры  и в  апреле 1967 года вернулся в ДК, но уже  в должности  старшего киномеханика, где и проработал до 1993 года., активно участвуя в художественной  самодеятельности.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId9f9fb0a4d4

В 1965 году токарь Гайдамакского судоремонтного  завода Фильен Виктор Иосифович организовал вокально-инструментальный ансамбль (ВИА), руководил которым до 1982 года.  Карасёв Б.И. играл в этом  ансамбле  на бас-гитаре.  Виктор Фильен был   талантливым и трудолюбивым парнем. Сам партитуру для каждого инструмента расписывал. Тогда Интернета не было. Песни разучивали с нот или пластинок.  А они  появлялись намного позже, чем песня прозвучит в кино или по радио. Поэтому  Виктор  Иосифович  записывал  песню с радиоприёмника  на ленточный  магнитофон и потом перекладывал на ноты и  писал  партитуру для  каждого инструмента. Благодаря  его труду на сцене ДК всегда звучали новые песни, только что вышедшие  в эфир. В составе ВИА в разное время играли: Сергей Суницкий- солист ансамбля (гитара соло), Александр  Бочинский – ударные инструменты, Алик Акчурин – ударные инструменты, Александр Абакумов- гитара ритм   и солист, Виктор Машков – гитара  бас, Владимир Ощепков – гитара соло,  Геннадий  Левченко- ударные инструменты, Борис Карасёв – бас гитара,  сам  Виктор Фильен играл на  синтезаторе, тогда мы  этот инструмент называли  «ИОНИКА».

С созданием эстрадного оркестра, преобразились и танцевальные вечера. Теперь  танцевали под оркестр, а пластинки и магнитофонные записи звучали только, когда оркестр уходил на «перекур». Музыканты пользовались большой популярностью у молодёжи. Были у них поклонники , которые приходили регулярно на репетиции оркестра и просиживали с ним до поздна, а на концертах помогали выносить и расставлять инструменты, аппаратуру, были и поклонницы, и романтические истории.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId6c82d59b52

Кроме того,  Виктор Иосифович создал  духовой оркестр, правда, небольшой, но на торжественных  заводских вечерах  всегда  звучали Гимн  СССР, туш, марши. Участвовал оркестр и в праздничных демонстрациях.

Были у ВИА  и свои солисты и солистки. В разное время на сцене ДК пели:  Герман Губанов, Вячеслав Березовский, Зоя  Голофаева  (теперь Закирова), Людмила Фильен, Лариса Налимова,  Нонна Щербинина, сёстры Ивантей (Нина и Вера). До сих пор жители Ливадии вспоминают исполнительницу русских народных песен  Людмилу Николаевну  Полушину. Голос был замечательный, раздольный, с красивым тембром. Как она пела песню Е.Мартынова «У Есенина день рождения»!

venzel

Когда в  декабре 1968 года я  была принята на должность директора ДК, то встретила  меня  именно эта дружная команда. Больше никаких кружков не было. Но с этим коллективом  мы  выступали на всех праздничных мероприятиях, ездили с концертами в ближние и дальние  сёла и посёлки, даже в Смоляниново. Завод тогда шефствовал над воинской  танковой частью, и в день танкиста ежегодно мы поздравляли воинов с их праздником. С нами, как полагалось, ехал начальник отдела кадров завода Шаров Владимир Трофимович и  начальник второго отдела Махонин Виктор Петрович.

Директором Гайдамакского судоремонтного завода в те годы был Мартыненко Иван Петрович. Не могу сказать, что Дому культуры не оказывалось  никакой помощи, проводились косметические ремонты здания,     но всё-таки  часто приходилось слышать фразу  «Для  меня  самое главное – производство».  Со своей  стороны он прав, но тот, кто работает в культуре,  знает, как  трудно обходиться без помощи  администрации. Тем не менее, в ДК стали  создаваться  кружки художественной  самодеятельности. В 1969 году я организовала вокальную группу из 8 девушек:  Зоя Голофаева, Раиса Торопкова, Людмила Фильен, Мария Гончарова, Зоя Терещенко, Алевтина Пак, Антонина Курдюкова, Екатерина Тарасова. И в  1970 году мы заняли второе место  в краевом смотре в г. Владивостоке.   

В 1970 году  Владлен Зак,  балетмейстер из Ленинграда, волею судьбы оказавшийся в нашем посёлке  на строительстве нового завода, организовал  студию бального танца. Этот коллектив имел потрясающий успех в посёлке и за его пределами. В краевом  смотре художественной самодеятельности 1972 г. этот коллектив получил диплом   1 степени  и право  принять участие  в смотре  коллективов  зоны Дальнего  Востока и Сибири в г. Хабаровске.

К сожалению, администрация  ГСРЗ  не выделила денег на эту поездку.

В 1973 году  вокальный  дуэт  Нонна Щербинина и Любовь Бурлакова (Сорокина),  получают диплом 1 степени  на краевом конкурсе за исполнение песни Раймонда Паулса  «Синий  лён». Регулярно принимал участие в  смотрах художественной самодеятельности вокально-инструментальный ансамбль, руководимый  Виктором Фильен, занимая  призовые места. Так  что  ДК Гайдамакского СРЗ почти ежегодно заявлял о себе  в крае.

venzel

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId28b018ed25

Необходимо сказать и о работе с детьми. Нина Николаевна Ермолаева – заведующая детским сектором (работала с 1967 года по 1973 год), была в одном лице  и баянистом-аккомпаниатором, и балетмейстером, и хормейстером. А так же  ставила с детьми  сценки, пьески, ходила в походы. Про  один из таких походов хочется рассказать отдельно. Это было, наверное, в 1970 году. Нина Николаевна загорелась желанием посмотреть на лотосы, которые цветут на острове Путятина в августе. Увлекла этой идеей  детей, которые ходили в детский сектор и меня тоже.  Решили совершить такой поход с пятницы  на субботу и воскресенье с ночёвками. В Доме культуры было на тот период две туристических палатки-двухместки. Больше никакого снаряжения не было. Но мы решили - идём.  Нашлось всего  8 семей, которые не побоялись отпустить своих чад, снабдив их  продовольствием и кое-какими  туристическими атрибутами типа чайника, ножа, топорика и  т.д. Отважилась идти с нами и одна мама. Тогда ведь не было экскурсионного бюро в Находке, которое предоставит комфортабельный автобус, приставит повара, экскурсовода и пр. Мы решили добираться на  попутках. Начали мы свой поход в 15 часов. До г. Фокино (тогда он назывался Промысловкой), мы доехали в кузове грузовика, который принадлежал Гайдамакскому СРЗ, ехал в сторону Артема  за стройматериалами, и администрация СРЗ согласилась нас подвезти по пути . Дальше предстоял пеший переход до поселка  Дунай и паромной переправы на остров. Сколько километров от Фокино до Дуная? Мы не знали тогда. Сейчас я это знаю – 21 километр. К переправе мы пришли  в полночь. Паром, конечно, давно  совершил свой последний рейс и паромщик мирно спал дома. Но как хорошо, что в то время у переправы работал  военный КПП (контрольно-пропускной пункт). Постовой, выслушав наше пожелание перебраться на остров, и видя, что группа, в основном, состоит из детей, позвонил своему начальству и тот дал распоряжение выслать за нами паром.

И после часа ночи мы оказались на острове в кромешной тьме, не зная, куда идти. Паромщик нам рассказал, как пройти к озеру по тропе вдоль болота. Но как не потерять тропу в темноте? Конечно, мы её потеряли и пошли напрямик по болоту, проваливаясь до колен в болотную жижу, прыгая с кочки на кочку, а чтобы прыгнуть на другую кочку, её надо нащупать – темно ведь. Сейчас я вспоминаю об этом с  ужасом. А вдруг бы кто-то провалился в трясину! Эх, безрассудство молодости!  К счастью это продолжалось не долго и мы вышли, наконец, на твёрдое место. Дальше мы идти не могли, и я сказала, что поставим палатки здесь. Разбили лагерь, наскоро поели, и упали спать в палатках. Две двухместных палатки а нас  11 человек, августовская, жаркая ночь. В палатке душно, но все упали, как мёртвые. Я на надувном матрасе легла  за палаткой, на твёрдом месте, травы тоже нет – хорошо. Никто утром не жаловался, что комары не давали спать. Спали, крепко, но опухшие лица говорили о том, что  комары на нас хорошо  погуляли. А я , проснувшись, обнаружила, что лежу на своём матрасе прямо на дороге, которая, как оказалось и вела к озеру с лотосами.  Когда мы подошли к озеру, то долго стояли, очарованные и околдованные…                        

Какая это была  красота! Солнце только всходило и заливало нежно-розовым цветом гладь озера, его лучи  пронизывали большие лепестки лотосов, которыми была заполнена вся прибрежная, довольно широкая полоса озера  и они светились тем же нежно-розовым цветом на фоне тёмно-зелёных круглых, больших как тазики листьев, между ними кое-где  выглядывали маленькие, белые, похожие на кувшинки цветы. Это было восхитительно. Мы молча стояли и  любовались. Это осталось в памяти на всю жизнь. Потом мы ходили по острову смотреть пятнистых оленей, которых в то время там разводили. А сколько мы собрали грибов-боровичков! Молоденьких, на крепких белых ножках, с коричневыми бархатными шляпками! Походом остались довольны все. Не было жалоб на усталость, неудобства, хотя домой мы добрались к концу  воскресенья, и тоже в  потёмках. Позже, на одном из клубных огоньков, Нине Николаевне был посвящён небольшой  экспромт:

Зав. детским сектором  была, детей водила на Путятин
Смотреть, как лотосы цветут, а на дворе 70-й.
Автобусы так не снуют, пришлось им ехать на попутках,
Ой, вспомнить всё – и то не шутка!

В то время не принято было проводить смотры детской художественной самодеятельности с выездом  в  Находку или Владивосток. Приезжало  жюри, и смотр проходил на местах. Наши детские коллективы  неоднократно получали  почётные грамоты и призы.

venzel

В те же 70-е годы  был организован хор. Основу составили работницы сетепосадочного  цеха рыболовецкого колхоза  «Тихий океан». Руководила хором я сама, аккомпанировал  на аккордеоне  Рыжков Олег Петрович.

В хоре  была  солистка Мария Гончарова, обладающая звонким голосом с большим диапазоном и очень задорной манерой исполнения –любимица публики. Она с таким задором исполняла частушки, что зажигала весь зал весельем.

Тогда же были организованы  кружок  балалаечников,  который вёл  Юзеф Полец, и детский кукольный театр, его вела Чекушкина Людмила Николаевна.

В  1976 году, директором Гайдамакского  СРЗ  был назначен  Олег  Яковлевич  Киселёв. Прежде он работал начальником цеха, председателем профсоюзной организации на Приморском  судоремонтном заводе в г. Находка, и по долгу  службы  часто соприкасался  с культурно- просветительной работой. Став директором  Гайдамакского судоремонтного завода, он считал: чтобы молодёжь шла на завод, не уезжала из посёлка, её надо заинтересовать. Поэтому он интересовался  не только производством, но и постановкой  спортивной и культурно-массовой работы  в цехах и  в заводском  Доме культуры и, как мог, помогал нам.  Помню, мы готовились  к вечеру чествования заводчан - победителей  соцсоревнования  по итогам  года. Я, как всегда,  написала сценарий и вдруг мне  звонит секретарь директора, чтобы я явилась со сценарием  к директору.

Я  очень  удивилась. Такого  никогда  не было, а тут директор завода сам скрупулёзно ознакомился  со сценарием, внёс свои коррективы, в чем-то поправил, что-то подсказал. Это было непривычно, но так приятно осознавать, что твоя работа нужна, она интересует руководство и людей, для  которых  ты работаешь! С тех пор  так и повелось: все  сценарии вечеров, касающихся  завода, директор  прочитывал  и корректировал сам. При этом  не только проверял  правильность  сведений о людях, достижениях завода, но и мог  предложить что-то новое, ценное, что могло сделать вечер более интересным.  Постепенно стало увеличиваться  количество  заводских  мероприятий. Стали  чествовать  людей не только по итогам года, но  и юбиляров, трудовые династии завода, проводить конкурсы на звание   специалиста «Золотые руки». В выходные дни проводились весёлые старты  «Папа, мама, я – спортивная семья». Был  организован клуб выходного дня. Выезжали на природу семьями, коллективами и там проводили соревнования то по рыбной ловле, то по стрельбе,  то лыжные забеги устраивали, то старые русские игры  проводили: в городки, в лапту, в «третий лишний». Эти мероприятия иногда снимались на кинокамеру или просто фотографировались любителями начальником ОТК Анатолием Кузора и главным инженером завода  Сорокиным С.Б, а затем на очередном вечере эти фильмы демонстрировались в фойе при помощи киноустановки «Украина». Народ узнавал себя, смеялись, делились впечатлениями, было интересно. Фотографии выставлялись в фотовитринах в фойе ДК, которые были смонтированы  вокруг колонн. Это  служило  оформлением ДК и заодно освещало нашу работу.

А как проходили новогодние вечера!  Стало семейной традицией  ливадийцев встречать  Новый год   возле клубной  ёлки. Приходили  дружескими компаниями. В гардеробной не хватало вешалок. Раздевались по всем кабинетам. Елка ставилась в  центре зрительного зала. Для этого все кресла снимались и выносились в подвал. Под полом был установлен  редуктор, который  вращал ёлку, здесь же было электропитание для  электрогирлянд. Народу набивалось столько, что невозможно было танцевать вальс, никого не толкнув, что вызывало смех и ещё большее веселье. Так уж повелось, что  за 15-20 минут до наступления  Нового года, всю эту весёлую толпу словно бы сдувало ветром. Все  спешили домой к новогоднему столу, а   после часа ночи все приходили снова, причём масок и новогодних костюмов было ещё больше. Веселье продолжалось до четырёх часов утра. Говоря о новогодних костюмах, хочется вспомнить об умельце Иване Казакове, который ежегодно готовил  потрясающие костюмы, если можно их так назвать , например, тройку  с санями, в которых сидел он сам в костюме Деда Мороза. Кони были изготовлены  из папье-маше почти  в натуральную величину, а в сани был вмонтирован электродвигатель, и всё это двигалось вокруг ёлки. В другой раз  он ходил вокруг ёлки  в виде земного шара, вокруг которого летал спутник. Был ещё Змей Горыныч с тремя головами. Всё это вызывало восторг детей  и взрослых, и, естественно, он занимал первое призовое место.

Параллельно с увеличением заводских  мероприятий, развивалась и художественная самодеятельность. Когда профсоюзную организацию возглавила  Панова Тамара Михайловна, то они с Олегом Яковлевичем Киселёвым  ввели в заводские соцобязательства пункт, обязательный для всех цехов и отделов – участие  в художественной  самодеятельности. И стали проводить цеховые  конкурсы. Вот тогда-то и появились у нас хоры в каждом цехе, в каждом отделе, в детских садах. Этот  всплеск пришёлся  на 80-е годы. После выступлений в цеховой самодеятельности многие  «заражались»  творчеством  и оставались в клубных  кружках. Тогда же и появился  у нас театр эстрадных  миниатюр, в  котором  занималось  10 заводских  мужчин  и 5 женщин. Это дало  возможность проводить вечера  юмора «Первый  апрель – никому не верь», поставили спектакль  «А поутру  они проснулись…» по рассказу  Василия  Шукшина. Спектакль прошёл с большим  успехом. И не удивительно, ведь в нём  принимали участие самые  активные и талантливые  наши артисты: Алексей Городилов, Александр Шалягин, Сергей Налимов, Александр  Александрович, Юрий Малеев, Александр Баукин и другие. Все  артисты  обладали несомненным  талантом и природным чувством  юмора, что было присуще и самому автору, В.Шукшину, и его рассказам. А первоапрельские вечера! Они стали любимой традицией жителей посёлка. Народу набивался полный зал. Добавлю, что детей мы не пускали - юмора не понимают, а шуму от них много. Смешные номера придумывали сами, а кто-то, ещё будучи студентом, участвовал в КВНе, привносил элементы студенческого юмора.  Многие зрители и участники тех концертов и сейчас со смехом вспоминают, как ведущий с серьёзным лицом объявил:  «А сейчас будет исполнена танцевальная сюита в двух частях. Часть первая - «Журавли прилетели». И по сцене  в позе «ласточки» пропрыгали 8 дюжих молодцов. Но юмор был ещё и в том, что одеты они были в тельняшки, причём и вверху, и внизу (вместо брюк). Это было очень смешно! Особенно, когда один «лебедёнок» отбился от стаи, припрыгал на авансцену и стал мило улыбаться зрителям, а потом кинулся догонять стаю. Это был Сергей Налимов.  Зал почти рыдал от смеха. Только всё стихло, ведущий снова с серьёзным лицом объявил: Часть вторая – «Журавли улетели» и всё повторилось. И снова хохот. Налимов  Сергей на наших праздничных концертах и на смотрах художественной самодеятельности  выступал с фокусами. Причём на профессиональном уровне. Зрители знали его именно в этом жанре. И поэтому, когда на одном из первоапрельских концертов  его объявили, как заклинателя змей, то зрители поверили. «Змея» была обыкновенным канатом, к которому приделали голову  кобры (из папье-маше), привязали леску и перекинули её через падугу под потолком. И когда заклинатель, сидя в позе лотоса, начал играть на дудочке, за леску потянули и  «змея» стала подниматься из мешка. Те, кто сидел в задних рядах приняли это за правду и ахнули, а передние ряды сначала молчали, но потом поняли обман и стали смеяться, а за ними весь зал. Вот так мы обманывали своих зрителей  первого апреля, но за это они на нас не обижались.

В эти же годы начинают активно внедряться  новые  праздники и обряды:  праздники улиц, торжественные бракосочетания и регистрации новорождённых,  торжественные проводы молодых рабочих завода в армию, вручение  паспортов,  и др. А тут  ещё объявили  борьбу за трезвый образ жизни. Вот и провели мы вечер  «Суд над злодейкой сорокоградусной», даже  трезвую  свадьбу  провели. Правда, говорят, что после мероприятия, все участники свадьбы всё-таки  продолжили свадьбу по русскому обычаю, но это было позже и не  в ДК.

venzel

Надо сказать о руководителях творческих коллективов того времени.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIddbf44f719c

Баукин  Александр Никитович - слесарь ГСРЗ, руководитель  духового оркестра. Имел большой опыт службы в  военном духовом оркестре. В основу его оркестра вошли взрослые парни, которые ранее занимались у Фильена В.И. и пополнил состав школьниками. Занимались по-настоящему , с изучением нот, сам расписывал партитуру для каждого инструмента. Постоянно в оркестре занималось 22-25человек.  Одни уходили в армию, другие возвращались со службы и снова приходили в оркестр. Доколенко Сергею и Александру Смородникову посчастливилось служить в духовом военном оркестре, а другой  воспитанник  Баукина А.Н. - Роман Савицкий и сейчас работает в муниципальном  духовом оркестре в городе Находка.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIdc8908563ca

Оркестр был участником  всех наших мероприятий. Он звучал в посёлке на субботниках, на  праздничных демонстрациях, на праздниках улиц, на встречах рыбаков  из путины, на  агитплощадке и просто на крыльце Дома культуры. Ему была  посвящена  передача краевого телевидения. Сам Александр Никитович был человеком  очень живым и интересным. Он был буквально напичкан всякими прибаутками, народными притчами, анекдотами, участвовал в клубных мероприятиях не только в качестве руководителя духового оркестра. Он придумывал шуточные номера, привлекая в них  участников своего оркестра, бал участником и инициатором многих первоапрельских шуток, организовал шумовой  оркестр, который занял первое место в краевом конкурсе. 

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId57c9ee1846
 
View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId4d7bb38c24

Климовская Зинаида Семёновна – инженер-технолог  ГСРЗ. Руководила танцевальным  коллективом «Радуга». Ставила танцы народов мира, которые являлись украшением  концертных  программ, сама мастерила костюмы, т.к. костюмера тогда в  ДК не было. Занимали призовые  места в городских и краевых конкурсах. Вела большую общественную работу в своём цехе, активно участвовала во всех мероприятиях Дома культуры, занималась в вокальной группе, написала песню «Ливадийский вальс».

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProId2388c0d664

Ширяева  Евгения Михайловна – художественный  руководитель ДК. Организовала  агитбригаду, которая  выступала на сцене ДК, в ближайших посёлках  и сёлах, выезжала  летом на полевые станы, где работали  наши заводчане. Завод тогда шефствовал над  совхозом Новолитов ским, и заводские рабочие выезжали туда на  заготовку сена.  Агитбригада ДК выезжала к ним с концертами, и часто  после выступления  артисты  помогали сгребать сено.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIda6605c64e4

В 1986г. у нас появился постоянный  руководитель хора Ирина Владимировна  Калинина. Она и дала хору имя «Русская песня». Они неразлучны  до сих пор. Хор – участник всех мероприятий ДК, поют на ярмарках, праздниках  русской Зимы, на  праздниках в честь Дня Победы.

Изначально в хоре пели только работники Гайдамакского  судоремонтного завода. Хор был смешанный, пели и женщины и мужчины. Даже иногда солистами хора были начальник отдела кадров Шаров Владимир Трофимович  и начальник  слесарно-монтажного цеха Пак Михаил Михайлович. С самого основания хора  до 2014 г. пели в хоре Тамара Васютина и Светлана Бакунова  - солистки  хора, его ветераны. На фото внизу они в центре.

Карасёв Борис Иванович – киномеханик. За 22 года совместной  работы с ним не могу вспомнить  случая  недобросовестного отношения  его к своим  обязанностям. Это обеспечивало качественную работу киноустановки. Финансовый  план  выполнялся регулярно. Наша киноустановка № 28 всегда выходила на одно из   3-х  призовых мест  среди киноустановок  г. Находки. А ещё Борис Иванович  с большим  увлечением занимался  в инструментальном ансамбле, играл  на бас-гитаре.

Благодаря  таким  увлечённым работникам, Дом культуры  в 1986 г. по итогам  работы за год вышел  на  1-е место в крае. И учитывая высокие показатели культурно-просветительной работы, выполнение  финансовых планов, а так же то, что многие творческие коллективы имеют звание лауреатов городских, краевых и зональных конкурсов художественной  самодеятельности, Краевой комитет профсоюза рыбаков  поднял  категорию клуба и  переименовал  его  в Дом культуры.

View the embedded image gallery online at:
http://www.dklivadia.ru/istoriya-dk#sigProIdad7ac1389b

Вообще  если рассказывать об увлечённых людях, то рассказ будет очень долгим, но хочу сказать ещё об одном человеке.

Елена  Хмель (теперь Часова) очень обаятельная спортивная девушка, вела  занятия по аэробике. В группу ходили не только молодёжь, но и женщины постарше. Кроме того, она ставила  молодёжно-спортивные танцы. Это было современно и интересно.

Киселёв О.Я. привлекал на завод  молодых специалистов - недавних студентов, и их было легче вовлечь в художественную самодеятельность,  чем  местную молодёжь, т.к. они уже занимались этим во время своей учёбы. Такими были  Татьяна и Иван Каменские. В посёлке их называли Иван да Марья, поскольку в их репертуаре (они пели дуэтом) была песня  «Иван да Марья», это  Александр Гологузов и  Юрий  Петричев – инженеры-технологи завода,    ставшие активными участниками   театра эстрадных миниатюр и др.

venzel

Будет как-то  не справедливо  говорить только о культурно-массовых мероприятиях. 80 -  годы  это не только период развития культуры в посёлке, но и спортивной работы. Т.Панова и О. Киселёв добились открытия у нас в посёлке  ДЮСШ – детско-юношеской спортивной школы в 1984 году.

Директором спортивной школы была назначена Ильющенко Зоя Анатольевна, тренерами стали наши местные спортивные знаменитости Александр Литовка (лёгкая атлетика), Виктор Малютин (cамбо), от профкома завода ответственной за спортивно-массовую работу была назначена Татьяна Волнейкина. Она  организовала группу общефизической подготовки. А немного позже Киселёв переманил из Находки отличных спортсменов  Аркадия Золотарёва и Вячеслава Корнилова, которые стали тренерами по лёгкой атлетике и внесли большой вклад в развитие спорта в нашем поселке. Бегать стало модно. Бегали все: взрослые и дети, худые и полные и  даже пожилые. Говорю об этом потому, что тогда родилось в нашем поселке содружество культуры и спорта. Часто культурно-массовые мероприятия проводились совместно со спортсменами. Или это были показательные выступления, или весёлые старты, или конкурсная программа «Папа, мама, я – спортивная семья». Работают до сих пор, преданные своему увлечению спортом  Малютин Виктор Фёдорович и Золотарёв Аркадий Васильевич, который теперь является директором ДЮСШ. Снова работает в ДЮСШ и Александр Литовка. Фамилии наших  ливадийских спортсменов известны не только в городе и крае, но и за его пределами.

venzel

В эти годы  Дом  культуры  и внешне преобразился. На задней стене ДК, обращённой к центральной улице посёлка, заводской художник Рыгин Анатолий Иванович создал барельеф, изображающий будни судоремонтников и  надпись «Дом культуры судоремонтников», фасад украсили плакаты, символизирующие мир на планете и единство народов. Регулярно раз в два года производилась побелка и покраска здания снаружи. Был проведён капитальный ремонт  внутри помещения. Заменена система отопления, обшиты рейкой стены фойе и зрительного зала, потолок в зрительном зале  покрыли  плиткой из оргалита. В те годы таких отделочных материалов, как сейчас не было. Радовались и тому, что было. В фойе  колонны обшили стеклянными витринами и в них помещали фотографии, отражающие  культурную и спортивную жизнь завода и посёлка. Подвальное помещение бывшей котельной  переделали под тир. Надо сказать, что помещение это в часы работы тира никогда не пустовало и  приносило определённый доход. В те годы  была приобретена хорошая  усилительная аппаратура, синтезатор, аккордеон производства ГДР.  Приобретались  ткани для  сценического занавеса и кулис, костюмы для хоров, вокальной группы, для танцевального коллектива, даже для духового оркестра. Средства выделялись из бюджета завода и профсоюзного комитета. Словом,  Дом культуры в поселке Ливадия ни в чём не отставал  от городских домов культуры. Информация о работе ДК часто появлялась  в прессе города , края и телевидения.

Одно печалило и создавало неудобства в работе коллективов – недостаток рабочих комнат. В одном помещении занимались по очереди 2-3 коллектива. И если участь, что каждый коллектив имеет свои инструменты, реквизит, то станет понятно, что  места для занятий было мало. Вот тогда я подала мысль директору завода о строительстве пристройки к  ДК. К великой радости творческого  коллектива ДК, Олег Яковлевич одобрил эту инициативу и велел подобрать  образец здания. Это был конец 80-х годов. Но началась пресловутая перестройка, которая перечеркнула все планы, мечты и надежды.

Хаос начала  90-х разметал участников  художественной самодеятельности по чужим предприятиям, городам и посёлкам, особенно мужчин. Надо было зарабатывать на жизнь. Руководители кружков тоже увольнялись. Та зарплата, которую мы получали раньше, уже не могла тягаться с ценами, которые на нас свалились. Количество  творческих коллективов сократилось, люди стали реже ходить на мероприятия – стало не до песен и  веселья. Стало как-то непривычно тихо, как будто  что-то из души вынули, и я уволилась.

В 1996 году Дом культуры  был передан Администрации посёлка. Директоров поменялось за это время в ДК много. Приходили ненадолго и уходили. В 1996 году на эту должность была принята Ирина Владимировна Калинина – руководитель хора «Русская песня». Трудное было время для культработников. Даже фильмы перестали демонстрировать т.к. кинопрокат рухнул, а в домах появилась  видеоаппаратура.

Ирина  Калинина создала актив из работников Дома Культуры и участников самодеятельности, которые  помогали ей проводить праздничные мероприятия. Особой популярностью в те годы пользовались вечера  для тех, кому за 30. Тогда ещё не было на территории посёлка такого обилия  кафе, как теперь, а у людей всё равно были дни рождения, юбилеи, другие торжества и события, которые хотелось отпраздновать. Сама  Ирина Владимировна  вспоминает  об этом трудном времени: 

«90-е годы – годы перестройки. Один из  сложнейших периодов в  экономике  нашей  России. Это отразилось и на  культурной жизни страны, и, в частности, нашего посёлка. В начале 90-х  Дом культуры ещё находился на балансе  Гайдамакского судоремонтного завода. Содержать социальные учреждения становилось всё сложнее. Платных услуг тогда ещё не было, за исключением показа кинофильмов и проведения дискотек. Но и они стали приносить всё меньше  доходов.  Затраты на  доставку фильмов и кинопрокат стали  превышать доход  от демонстрации фильмов. Киноустановку в конце концов закрыли. Аппаратура для проведения  дискотек  была старая, часто ломалась, а о световом оформлении приходилось только мечтать… Стали искать новые формы работы, думать, как самим зарабатывать деньги.

Тогда-то и начали проводить  вечера отдыха «Кому за  30». Благо в то время пирс ГСРЗ не пустовал. С путины  в ремонт на завод приходили рыбацкие суда. Мы сами ходили распространять  билеты на вечера. Чтобы создать лучшие условия для отдыха, мы открыли свой буфет, ездили за продуктами в Находку, сами готовили  салаты  и  горячее. В течение вечера из поваров превращались в артистов. Работали  на вечерах все: от уборщицы до директора. Вечера отдыха стали пользоваться большой популярностью  и это помогало нам в финансовом плане продержаться «на  плаву».

Но это не значит, что вся наша работа сводилась к проведению вечеров отдыха. Так же работали кружки, проводились традиционные массовые гуляния «Масленица», «День защиты детей» «День молодёжи», и календарные праздники.

Из-за невысоких  окладов и частых задержек выплаты заработной платы,  кадры в коллективе часто менялись, и к тому времени, когда  в 1996 году Дом культуры передали на баланс администрации посёлка,  в штате ДК осталось 3 человека: кассир Николаенко Е.Н., контролёр Баева Л.В. и  ИО директора Калинина И.В.   Так что  первоочередной задачей стало – сформировать  хоть небольшой коллектив  культработников. И началась работа. Было очень сложно: дипломированных  работников не было, поэтому приглашали всех, кто имел тягу к творческой работе. И постепенно был сформирован молодой крепкий  коллектив единомышленников: Елена Суворова, Лариса Ларина, Светлана  Беда (Герасимова), позже пришли Елена Свиридова, Людмила Свиридова, Светлана Бровкина, Наталья Бакулина, Светлана Ермоленко.

С появлением новых руководителей стали работать кружки: драматический, танцевальный, «Юный  пианист», комик – группа «Железные бабушки», женская вокальная группа, хор «Русская песня».

После небольшого перерыва, по инициативе  О.Я. Киселёва,  возобновили празднование Дня рыбака. На берегу озера Лебяжье была построена сценическая площадка. Праздник проводился с большой культурно-спортивной  программой. Театрализованное представление мы  готовили своими силами: сами шили костюмы, украшали сцену. День рыбака проводился  интересно, весело и обретал всё большие масштабы. Другое новшество тех времён -  проведение кустового праздника  «Песня в солдатской шинели», посвящённого Дню  Победы и собиравшего огромное количество зрителей и участников.

Ещё одним всплеском  культурной жизни посёлка стало  создание студии бального танца, руководителем которой стал  хореограф из Находки  Евгений Шаипов.  Выступления этого танцевального коллектива имели ошеломляющий успех и полный  зал зрителей. Особенно когда проходили отчётные концерты этого коллектива.

А новогодние праздники… В это время, когда в посёлке ещё не было бара «Мандарин», и не имела такой популярности база отдыха «Радуга», все детские новогодние утренники проводились в ДК. Бывало, что проводили  4 утренника в день, а  потом ещё  новогодний вечер  для пожилых людей. И выезд с поздравлениями  Деда Мороза и Снегурочки на дому… Трудно было, но в то же время и радостно от того, что культурная жизнь в посёлке улучшалась и набирала обороты.  Мы  выстояли!».

Да, Дом культуры в нашем посёлке выстоял, несмотря на трудности, благодаря энтузиазму  его работников. А ведь сколько клубов и Домов культуры закрылось по стране  за этот период .

Отсутствие  финансирования, мизерные зарплаты работников культуры, высокие цены на акустическую, музыкальную аппаратуру… А жизнь требует

уже другого оформления и тематики мероприятий. Изменилась жизнь, изменились понятия о ценностях. Состояние ДК не отвечало уже этим требованиям. Проработав в таком напряжении 9 лет,  в январе  2005 года Ирина Владимировна  ушла с должности  директора, а с нею ушли  художественный руководитель и те немногие руководители кружков, которые были. 

venzel

Какое-то время  Дом культуры оставался  без руководства, а потом  администрация посёлка предложила мне  снова  занять эту должность. После некоторых раздумий  я согласилась с тем условием, что поработаю пока кого-то найдут на эту должность. Выйдя на работу в первый день (17 февраля 2005 года), я не испытала энтузиазма при виде давно не знавших ремонта помещений, мне стало жалко ДК, как  постаревшего,  больного и усталого старого друга. И я поняла, как я соскучилась по нему. Не удивительно: ведь 22 года  сознательной жизни  уже было отдано ему. Мне захотелось  сделать для него что-то хорошее побелить, покрасить, отремонтировать, словом, залечить раны. Но сделать это сразу было невозможно – не было денег, не было хоть какой-нибудь сметы… 

Белая полоса в жизни  ДК началась с 2006 года, когда  его перевели на баланс  Администрации города. Видя нашу нищету, начальник управления культуры города Л.В. Авдеева и главный бухгалтер Т.В. Сеченова  отнеслись с пониманием к сложившейся ситуации и  по нашей просьбе выделяли деньги на проведение мероприятий, на небольшие ремонты, на элементарную аппаратуру. Этого было, конечно, мало. Мы нуждались во всём, но смета на культуру города была уже утверждена.

А вот теперь, когда  мы стали полноправным  учреждением культуры города Находки, мы  с помощью администрации города имеем всё необходимое для проведения  качественных мероприятий . А самое главное, в 2012  году, был выполнен капитальный ремонт ДК. Полностью заменена электропроводка,  пожарная сигнализация, отопление, полы, поставлены  пластиковые окна, в фойе метлахская плитка заменена современным кафелем,  потолки в зрительном зале, фойе и рабочих комнатах тоже стали красивыми и современными. Не стыдно перед приезжими артистами за гримерные комнаты и туалеты. Словом наш любимый  Дом культуры преобразился до неузнаваемости. 

Обновились и кадры ДК. Когда в 2010 году в посёлке Южно-Морском закрыли  Дом культуры, часть творческих работников  пришла работать в Ливадийский Дом культуры.  Содружество получилось плодотворным. Количество творческих работников ДК сегодня  21 человек. В 2013 году нами проведено  206 мероприятий. Это большие праздники, массовые гуляния, посвящённые красным датам календаря, это осенние ярмарки, новогодние вечера и утренники для детей, огоньки для ветеранов труда, тружеников тыла, это театрализованные развлекательные  программы  для детей и подростков, вечера для молодёжи, дискотеки, кукольные спектакли и другие мероприятия, к проведению которых привлекаются  участники клубных  формирований. А их  в ДК сегодня  329 человек в  23 коллективах. Возглавляет  Дом культуры  сейчас Романова Светлана Сергеевна – бывший директор  ДК п. Южно-Морского.  Помогает ей в работе её энергия и настойчивость  в достижении поставленных задач. Хотя сейчас  стало работать ещё труднее, т.к. работать приходится на два фронта: праздничные мероприятия проводятся и в Ливадии, и в Южно-морском. Транспорта в ДК нет. Задачу по перевозке аппаратуры, артистов, костюмов, операторов и всего остального приходится Светлане Сергеевне решать самой. А это  опять финансы, согласования времени, места и т.д. Конечно, это бессонные ночи  директора, это вечное отсутствие дома  в праздничные дни, но  это и есть  наша работа, работа в культуре, где всё держится, в основном на энтузиазме. Будем надеяться, что  энтузиазм Светланы  Романовой  не иссякнет ещё долго-долго.

Сорокина Любовь Семёновна
Директор ДК с 1968 по 1990 г. и с 2005 по 2009 г.

ПОЭТИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА